ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УКРАИНЕ |
27-10-2024 |
В связи с этим, разработаны учебные планы подготовки специалистов по ИБ. Они, в целом, должны обеспечить общеобразовательную и специальную подготовку специалистов. Разработан учебный план подготовки кадров с ИБ также направлен на подготовку специалистов универсалов, владеющих методами, осведомлены на средствах и технологиях защиты информации, содержащей будкой вид тайны, которые обладают правовыми, организационными, программно математическими и инженерно основами ИБ и способных организовать и обеспечить комплексную систему ИБ. Однако, стало ясно, что в условиях расширения видов тайны, усложнения задач по ИБ, увеличение объема общегуманитарных дисциплин необходимых для подготовки многопрофильных специалистов количество часов резко уменьшается в рамках учебного плана по требованиям Болонского процесса.
Поэтому было принято решение осуществлять подготовку специалистов по направлению 1701 "Информационная безопасность" на уровне "бакалавр" по разделу студентов по специальностям. Учебные планы разработаны таким образом, что дисциплины по которым проводится подготовка студентов по всем трем специальностям одинаковы на первых двух курсах.
Кроме того, следует учитывать, что подготовка специалистов ведется как по государственному заказу, так и на контрактной основе. Это обусловливает, что часть специалистов в дальнейшем будет работать в государственных структурах, а часть в негосударственных.
В связи с этим требуется расширить рамки и численность контингента подготовки специалистов по информационной безопасности. Оно должно происходить за счет введения в различных учебных заведениях специализаций, связанных с безопасностью информации. Это в первую очередь относится к экономистов, юристов, медиков и т. д..
В настоящее время наметился дифференцированный подход к подготовке специалистов по ИБ. Сравнительно небольшой объем защищаемой информации на многих предприятиях государственного и коммерческого секторов диктует необходимость иметь на этих предприятиях не узких специалистов по отдельным направлениям защиты, было бы нецелесообразно (а для малых предприятий просто невозможно), а универсального специалиста по всем направлениям защиты, обладал бы организацийнотехничнимы и инженерно навыками, знал бы средства и технологию защиты, мог бы организовать и обеспечить комплексный СО на предприятии, направленный на достижение максимальной эффективности защиты за счет одновременного использования взаимосвязанной совокупности всех направлений, методов и средств по обеспечению хранения носителей информации, защищаемой и предотвращения несанкционированного доступа к ней.
В то же время, на крупных оборонных государственных предприятиях, а также крупных коммерческих объединениях, количество которых, как свидетельствует мировой опыт, будет постоянно расти, целесообразно наряду с фахивцямиуниверсаламы, иметь специалистов по отдельным направлениям защиты, в силу их специальной предметной подготовки лучше чем фахивецьуниверсал владеют методами, средствами и технологией ИБ в соответствующем направлении.
Такое дифференцирование в определенной мере нашло практическое воплощение. Так, в результате проведенных консультаций и обсуждений, в том числе с участием специалистов других ВУЗов и заинтересованных министерств и ведомств, были выработаны следующие подходы :
при сохранении одинаковых сфер и объектов профессиональной деятельности должны быть указаны различия по видам профессиональной деятельности, поскольку они влияют на характер знаний и умений специалиста;
должен быть определен состав базовых дисциплин, которые, как правило, необходимы для каждой специальности;
необходимо усилить и дифференцировать общепрофессионального подготовку специалистов по каждой специализации;
состав и содержание специальных дисциплин по каждой специализации должны охватывать информацию, составляющую все виды тайны, раскрывать все виды, методы, средства и технологии СО, однако, при этом необходимо учитывать специфику профессиональной деятельности выпускника;
Учебным планом вузов предусмотрено изучение течение срока обучения как основных теоретических, так и вспомогательных професийноориентованих дисциплин. Для иностранных граждан дополнительно читаются спецкурсы по основным дисциплинам, учитывая их профессиональную деятельность на родине. Язык подготовки определяется желанию студента и фиксируется в контракте на обучение. Овладение языком предполагает коммуникативные и воспитательные цели, благодаря чему студенты приобретают нравственных, социальных, культурных знаний, которые вместе с курсом "Страноведение" способствовать формированию личности и мировоззрения студента.