СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УКРАИНЕ |
11-09-2024 |
С другой стороны сама система является потребителем инновационных технологий. Именно поэтому ученые всего мира уделяют пристальное внимание изучению вопроса инновационных технологий в образовании. На западе исследования ведутся с конца 50-х годов ХХ века и около 15 лет в нашей стране. Среди ученых, которые вели исследования в данном направлении следует отметить работы
Появляется новая наука - педагогическая инноватика - учение о создании, оценке, освоению и использованию педагогических новаций .
С точки зрения А. В. Хуторского под педагогической инноватикой необходимо понимать науку, изучающую природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связь с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования. Автор также отмечает, что в отличие от дидактики, где объектом научного исследования выступает процесс обучения, педагогическая инноватика исследует трьохскладовний процесс - процесс создания, освоения и применения новшеств.
Педагогическая инноватика и ее методологический аппарат могут стать действенным средством анализа, обоснование и проектирование модернизации образования, которая является характерной чертой современности. К сожалению, ход инновационных процессов в системе образования отмечает отсутствие целостности и системности в освоении новаций. Педагогов практиков прежде всего интересуют конкретные результаты обновлений. Однако, важно понимать, что любая инновация это не просто некоторая идея, метод, средство, технология или система, это процесс внедрения и усвоение этой новинки. Для эффективного внедрения любого нововведения необходимо иметь разработанные методы управления и организации инновационных процессов. То есть кроме детально разработанной новации (методики, формы, педагогической технологии) необходимо четко осознавать как должно происходить ее внедрения, освоения и дальнейшее сопровождение.
Понятие "педагогическая" или "образовательная инновация" является составной общего понятия "инновация", в которой кроме образовательной выделяют инженерно-техническую, медицинскую, другой отраслевую. Инновации в образовании рассматривается в трех аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом (А.В. Хуторской ) или научно-производственном (Л.И. Даниленко ), которые могут способствовать или препятствовать инновационному процессу.
Необходимо отметить, что согласно последним исследованиям в археологии именно появление технологии существенно повлияла на современную человеческую цивилизацию, сделала возможным ее дальнейшее развитие и совершенствование. Если сделать небольшой исторический экскурс, то увидим, что технология (техно - мастерство, искусство, логос - наука) есть везде, где есть достижения, стремление к результату, но осознанное использование технологического подхода было настоящей революцией. До появления технологии господствовало искусство - человек делал что-то, но это что-то получалось только у того, кто имел определенный дар. Технология делает доступным всем том, что было доступно только избранным, одаренным. Например, изготовление каменного топора можно представить как акт искусства, а можно - как технологию.