Тенденции развития образовательных информационно-коммуникативных технологий |
16-01-2024 |
Несколько иные тенденции можно наблюдать в профессиональном образовании. Это касается как средней, так и высшего образования.
Основной задачей среднего образования является формирование специалиста, обладающего суммой профессиональных компетенций, позволяющих быстро адаптироваться к конкретным требованиям конкретного рабочего места в системах современного производства. Кроме того, такой специалист во время обучения должен овладеть умениями и навыками самостоятельно повышать свою квалификацию.
Наконец, специалист высшей квалификации должен быть подготовленным к работе в таких условиях, требующих компетенций исследователя, руководителя, умений анализировать процессы, явления и принимать необходимые решения. Итак, в системах среднего профессионального и высшего образования все большую роль должны играть технологии построения индивидуальных траекторий обучения . Эти тенденции можно явно обнаружить в системах образования развитых стран.
Таким образом, сегодня есть необходимость в осмысленные тех изменений, которые происходят в педагогических технологиях и, соответственно этому, общих схем применения информационных технологий в учебном процессе.
2. Общие проблемы использования ИКТ в системах обучения.
Анализ предметной области, которой является методические системы обучения в средних и высших учебных заведениях показывает, что наряду с общими аспектами использования методик обучения, обусловленных общими проблемами передачи знаний, существуют и аспекты, обусловленные спецификой учебных дисциплин. Поэтому проблемы эффективного использования информационных технологий в учебном процессе обязательно имеют как общие, так и специфические черты. Детальное рассмотрение этих проблем дано в .
Совокупность методов решения специфических проблем, то есть проблем, которые надо решать и аспектов, которые необходимо учитывать при построении и использовании педагогических программных средств по учебной дисциплине, мы называем предметно-ориентированным подходом.
Анализ методических систем обучения показывает, что существуют такие аспекты, которые, с одной стороны, имеют междисциплинарный характер, а с другой - свою специфику. Рассмотрим в качестве примера одну из таких проблем - проблему проведения лабораторных работ по некоторой дисциплины (физики, электротехники, информатики, химии, биологии и т.п.). Даже не принимая во внимание специфику учебной дисциплины, можно пересчитать общие аспекты методической системы проведения лабораторных работ:
- Организация подготовки к проведению лабораторной работы;
- Проверка знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения лабораторной работы;
- Методика выполнения экспериментов лабораторной работы;
- Технологии обработки результатов экспериментов;
- Формулирование выводов по результатам эксперимента (отчетности);
- Методика оценки выполнения лабораторной работы.