Тенденции развития образовательных информационно-коммуникативных технологий

15-11-2017

Подчеркнем, что сейчас речь не идет о внедрении дистанционного образования. Это - отдельная тема для исследований. Передовые высшие учебные заведения страны, следуя положительный опыт мировых лидеров, активно внедряют дистанционные формы обучения и в рамках очной и заочной форм получения образования, предлагая студентам и авторские курсы по различным дисциплинам, и разнообразные дидактические и методические материалы по этим дисциплинам, и современные системы оценивания знаний. Активное использование глобальной сети Интернет органично дополняет эти технологии передачи знаний, решающие многие проблемы, определенных нами выше.

Можно с уверенностью прогнозировать, что национальная система высшего образования, опираясь на новейшие технологии передачи знаний и интеллектуальный потенциал преподавательского корпуса, станет тем локомотивом, который привезет страну к мировому образовательному пространству. Задача руководства страной - организационное, экономическое и правовое обеспечение этих процессов. Впрочем, сказанное выше не означает, что в организации учебного процесса по математике в высшей школе нет проблем. Те проблемы совершенствования методических систем обучения математике в высшей школе, требующих решения, с нашей точки зрения, имеют интернациональный характер.

Возможно ли простой перенос форм дистанционного обучения, развитых в высших учебных заведениях, на уровень среднего образования? Конечно же, нет. Причина известна: ученик средней школы - не студент вуза, а учитель - не преподаватель университета. Ученик по своим психолого-возрастными характеристиками не подготовлен достаточно для того уровня умственного развития и самостоятельности, который предусматривают дистанционные технологии обучения, используемые в высшей школе. Учитель, как показывает практика, чаще всего, также не готов к роли проводника к знаниям. На наш взгляд, студенту вуза нужно создавать условия для обучения, а ученику средней школы - находить его личный путь в разных учебных ситуациях. Учителя должны осознать, что кардинально изменилась ситуация в которой окажутся современные выпускники, поэтому должна измениться цель обучения. Если раньше важным было сформировать у ученика определенные знания и навыки, то сейчас, благодаря информационно-коммуникационным технологиям, учащиеся имеют доступ к неисчерпаемой количества информации и важно научить ориентироваться в информационных потоках и сформировать навыки эффективного поиска необходимой информации, оценки качества и достоверности полученных данных. Особенно это касается работы в Интернет. Процесс обучения современного ученика можно сравнить с лабиринтом в котором есть вход и много различных путей к выходу. Одними можно долго блуждать и потерять интерес, другие являются короткими, интересными и эффективными.

Таким образом, современные технологии дистанционного обучения должны быть переосмысленными, адаптированными к требованиям среднего образования. Их надо применять как для обучения учащихся, так и для обучения (повышения квалификации) учителей.

Подводя итоги, отметим следующее: проблемы организации обучения и использования ИКТ в средней и высшей школе имеет свою специфику, которую нельзя игнорировать. Существенно должна измениться роль учителя от главной фигуры учебного процесса, источники знаний, квалифицированного тренера умений и навыков к криэйтора индивидуальных траекторий обучения.

5. Организация обучения в средней школе

1. Методическая система обучения в средней школе должна опираться на тесное взаимодействие учителя и ученика, которая происходит на уроках, консультациях, при других учебных мероприятий.

2. Методическая система обучения в средней школе на данном этапе должна быть реализована в рамках классно-урочной формы обучения, но максимально учитывать индивидуальные особенности ученика.


Смотрите также:
 РАЗВИТИЕ И ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ управления учебными заведениями
 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СРЕДЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ И ОБРАЗОВАНИИ
 НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ учебников для высшей школы
 ДИАГНОСТИРОВАНИЯ В системе последипломного педагогического образования

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: