Тенденции развития образовательных информационно-коммуникативных технологий

09-09-2024

Рассматривая общие проблемы организации учебного процесса, нужно, прежде всего, определить цели и задачи этого процесса, сформулировать основные проблемы, требующие решения вязания, выявить основных участников этого процесса, определить их роли и методы взаимодействия . Это - первый этап анализа методической системы. На втором этапе нужно найти пути решения ключевых проблем и предложить соответствующие усовершенствования системы. Конечно, постановка проблемы в таком широком контексте не является предметом данной статьи. Цели и задачи обучения по конкретным дисциплинам определены государственными стандартами и соответствующими образовательными нормативными документами. Для нас важно внимательно проанализировать средства достижения указанных целей и задач, которые заключаются, прежде всего, в организации взаимодействия участников учебного процесса. Именно организация учебного процесса, который рассматривается как процесс передачи знаний, наиболее валидными общей проблемой построения эффективной дидактической системы. На наш взгляд, акцент в деятельности учителя будет перемещен именно на построение индивидуальных траекторий обучения.

4.1 ИКТ и эффективная организация учебного процесса

Основными субъектами классической классно-урочной дидактической системы, без посредственными участниками учебного процесса, как известно, является учитель и ученик. Заметим, что ученик в такой системе играет роль "среднего", то есть статистически определенного представителя класса. Общеизвестно и многими педагогическими исследованиями доказано, что такой подход не является эффективным, поскольку он не учитывает индивидуальных особенностей учащихся класса. Поэтому современные педагогические исследования посвящены построению индивидуальных траекторий обучения.

С нашей точки зрения, существенным недостатком организации учебного процесса в традиционной системе обучения является удаленность перечисленных участников учебного процесса от непосредственных его участников, консервативность технологий использования разработанных ими дидактических и методических материалов, отсутствие мобильной обратной связи между ними.

Действительно, сегодня господствующей технологии реализации взаимодействия методистов и учителей-практиков есть печатные (бумажные) дидактические материалы в форме учебников, сборников задач, методических пособий, научно-методической периодической литературы и т.д.. В результате обратная связь "учитель-методист" является неэффективным, поскольку он очень медленно влияет на эффективность процесса обучения.

Отсталость технологий обработки дидактической, методической и отчетной информации негативно влияет на качество организации учебного процесса непосредственно на уроке. Учитель вынужден выполнять большую подготовительную работу к уроку, а также большую по объему работу по проверке учебных заданий, выполняемых учащимися самостоятельно (всем известная проблема проверки тетрадей). Наконец, много времени занимает работа с такими документами, как классный журнал, отчетность и т.д.

Следует отметить, что значительным шагом в преодолении указанных выше проблем является переход к дистанционных форм обучения и технологий доступа к информации, который сегодня активно осуществляется, прежде всего, в методических системах высших учебных заведений страны.


Смотрите также:
 Тенденции развития образовательных информационно-коммуникативных технологий
 РАЗВИТИЕ И ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ управления учебными заведениями
 ДИАГНОСТИРОВАНИЯ В системе последипломного педагогического образования
 ОСОБЕННОСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ электронного документооборота В НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ И ОБРАЗОВАНИИ

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: