Тенденции развития образовательных информационно-коммуникативных технологий

02-04-2022

Рассматривая общие проблемы организации учебного процесса, нужно, прежде всего, определить цели и задачи этого процесса, сформулировать основные проблемы, требующие решения вязания, выявить основных участников этого процесса, определить их роли и методы взаимодействия . Это - первый этап анализа методической системы. На втором этапе нужно найти пути решения ключевых проблем и предложить соответствующие усовершенствования системы. Конечно, постановка проблемы в таком широком контексте не является предметом данной статьи. Цели и задачи обучения по конкретным дисциплинам определены государственными стандартами и соответствующими образовательными нормативными документами. Для нас важно внимательно проанализировать средства достижения указанных целей и задач, которые заключаются, прежде всего, в организации взаимодействия участников учебного процесса. Именно организация учебного процесса, который рассматривается как процесс передачи знаний, наиболее валидными общей проблемой построения эффективной дидактической системы. На наш взгляд, акцент в деятельности учителя будет перемещен именно на построение индивидуальных траекторий обучения.

4.1 ИКТ и эффективная организация учебного процесса

Основными субъектами классической классно-урочной дидактической системы, без посредственными участниками учебного процесса, как известно, является учитель и ученик. Заметим, что ученик в такой системе играет роль "среднего", то есть статистически определенного представителя класса. Общеизвестно и многими педагогическими исследованиями доказано, что такой подход не является эффективным, поскольку он не учитывает индивидуальных особенностей учащихся класса. Поэтому современные педагогические исследования посвящены построению индивидуальных траекторий обучения.

С нашей точки зрения, существенным недостатком организации учебного процесса в традиционной системе обучения является удаленность перечисленных участников учебного процесса от непосредственных его участников, консервативность технологий использования разработанных ими дидактических и методических материалов, отсутствие мобильной обратной связи между ними.

Действительно, сегодня господствующей технологии реализации взаимодействия методистов и учителей-практиков есть печатные (бумажные) дидактические материалы в форме учебников, сборников задач, методических пособий, научно-методической периодической литературы и т.д.. В результате обратная связь "учитель-методист" является неэффективным, поскольку он очень медленно влияет на эффективность процесса обучения.

Отсталость технологий обработки дидактической, методической и отчетной информации негативно влияет на качество организации учебного процесса непосредственно на уроке. Учитель вынужден выполнять большую подготовительную работу к уроку, а также большую по объему работу по проверке учебных заданий, выполняемых учащимися самостоятельно (всем известная проблема проверки тетрадей). Наконец, много времени занимает работа с такими документами, как классный журнал, отчетность и т.д.

Следует отметить, что значительным шагом в преодолении указанных выше проблем является переход к дистанционных форм обучения и технологий доступа к информации, который сегодня активно осуществляется, прежде всего, в методических системах высших учебных заведений страны.


Смотрите также:
 МОДЕЛЬ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СРЕДЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
 БЛОГ КАК СРЕДА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
 РАЗВИТИЕ КООПЕРАТИВНОЙ деятельности образовательных БИБЛИОТЕК УКРАИНЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ КАТАЛОГОВ
 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДИЗАЙН-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: