НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ учебников для высшей школы |
15-07-2024 |
В период изменений в национальной системе образования, связанных с развитием информационно-коммуникационного общества, вхождением страны в единого мирового образовательного пространства, большое значение приобретает создание нового поколения средств обучения, объединяющие передовые достижения педагогической науки с дидактическими возможностями современных информационных и коммуникационных технологий .
Среди основных положений дидактики относительно системы средств обучения главным является признание учебника, ядром этой системы. Исследования, посвященные определению сущности учебника, его структуры, дидактических функций, роли и места в системе средств обучения, сформировали отдельное направление педагогической науки - теорию учебника. Однако внедрение информационных технологий в образование существенно повлияло на систему средств обучения, на соотношение и взаимодействие отдельных компонентов этой системы. За годы информатизации образования накоплен достаточно богатый практический опыт разработки компьютерных дидактических средств, в том числе электронных учебников. Национальный рынок предлагает широкий выбор компьютерных учебных пособий разного направления для студентов..
Следует отметить, что в последние десятилетия ведется огромная научно-исследовательская деятельность в направлениях изучения сущности, особенностей, функций и места электронного учебника в учебном процессе, принципов его создания, требований к нему и критериев его оценки, защищены ряд диссертационных работ, содержащих плодотворные и апробированы идеи по проблемам, которые рассматриваются.. Несмотря на это, наблюдается отсутствие единой дидактической концепции проектирования электронного учебника для высшего профессионального образования с учетом специфики преподавания дисциплин различных циклов подготовки специалистов..
Уровень дидактических возможностей современных информационных технологий и компьютеризации учебных заведений свидетельствуют о наличии объективных условий для широкого применения компьютерных дидактических средств в обучении. Однако на практике дидактический потенциал информационных технологий используется не полностью, ощущается нехватка качественных компьютерных пособий, отвечающих современным педагогическим концепциям. В частности, существующие электронные учебники основном является формальным переносом бумажных учебных ресурсов на электронные носители.